Людмила Пахомова - Александр Горшков
Людмила Пахомова (31.12.1946 - 17.05.1986, Москва) - Александр Горшков
(род. 8.10.1946, Москва) - выдающиеся фигуристы, выступавшие в
спортивных танцах на льду в составе сборной команды СССР.
Не сразу Людмила Пахомова стала заниматься танцами на льду. Начинала она на стадионе юных пионеров вместе с Т. Тарасовой. Затем каталась в спортивной паре, тренировалась в одиночном катании у Виктора Кудрявцева, только потом пришла в танцы на льду.
И. А. Кабанов тренировал молодых фигуристов, чтобы сделать их танцорами. Среди них были Л. Пахомова и В. Рыжкин.
На первом чемпионате страны по спортивным танцам на льду в г. Кирове в 1964 г. они стали победителями.
На традиционном турнире «Пражский конек» в столице Чехословакии (ноябрь 1966г.) они выступали уверенно, в произвольном танце английский судья поставил их на третье место.
На чемпионате страны 1966 года Пахомова и Рыжкин получили свою третью золотую медаль. В Братиславе на первенстве Европы 1966 года они были дебютантами и заняли седьмое место.
На чемпионате мира в Давосе Пахомова с Рыжкиным вошли в первую десятку, дав возможность в будущем году выставить два танцевальных дуэта.
Танцы на льду становились всё более популярными. В турнире фигуристов на II зимней Спартакиаде народов СССР уже участвовал 21 дуэт из Москвы, Ленинграда, Кирова, Киева, из многих областей России. Пахомова с Рыжкиным в Киеве легко одержали победу.
Осенью 1966 года Людмила Пахомова по личным мотивам перешла из ЦСКА в «Динамо» от опытного тренера к начинающему – Елене Чайковской. Поменялся и партнёр, им стал перворазрядник Александр Горшков. По словам Е. А. Чайковской, великое терпение Горшкова, умение месяцами догонять партнершу сделало его выдающимся партнером.
Виктор Рыжкин, расставшись с Пахомовой, стал выступать с новой партнершей — Ириной Гришковой. В 1967—1968 годах армейский дуэт опережал динамовский, на международных турнирах Гришкова и Рыжкин тоже стояли выше. Но о Пахомовой и Горшкове уже говорили специалисты. На первенстве Европы 1968 года Людмила и Александр оказались выше Ирины и Виктора. Армейцы в этом сезоне ушли из любительского спорта. В 1970 году на чемпионате Европы в Ленинграде они стали первыми.
Высокая техника, изящество и грациозность давались им нелегко. В мире преобладала техничная английская школа танца, англичане были основателями танцев на льду и чемпионами мира. Но в основе стиля англичан было лишь соблюдение ритма музыки. Чайковская поставила задачу – раскрыть характер музыки спортивными средствами, для этого требовалась разработка новых, ярких, выразительных движений. Ей, дипломированному балетмейстеру, знатоку классического и народного танца, это было по силам и по душе.
В 1967 г. на международных турнирах Пахомова и Горшков ещё не занимали места на пьедестале почета. Шла напряженная работа по созданию нового стиля, овладению отточенной техникой, подбору музыки. Людмила Пахомова стала учиться на балетмейстерском факультете ГИТИСа. К каждому следующему сезону тренер и спортсмены готовили новую программу, показательные номера, придумывали оригинальные элементы, танцевальные образы. Каждый танец создавался в духе классического балета, но с высокой скоростью, динамикой, силовыми элементами. Новые качества ярко проявились в программе 1969 г., составленной из контрастных фрагментов: летящий «Выходной марш» И. Дунаевского, лихие «Озорные частушки» Р.Щедрина, таинственная, но страстная «Хабанера». На первенстве мира в Колорадо-Спрингс двое судей высоко оценили произвольный танец москвичей. Основой программы 1970 г. стали фрагменты из пьес Бетховена, Монюшко, Моцарта в исполнении польского фортепианного дуэта М.Томашевского и В. Кисилевского. Композиция строилась на смене направлений, изящных дугах, сложных виражах, без статических поз. В этом сезоне Таулер и Форд оставили любительский спорт.
На олимпиаде в Гренобле Пахомова с Горшковым и ведущие танцоры мира вне программы выступили с показательными номерами.
На Московском международном турнире зрители увидели «Кумпарситу» в неповторимом исполнении Людмилы и Александра.
В Международном союзе конькобежцев все чаще поднимался вопрос о необходимости включения спортивных танцев на льду в программу зимних олимпиад.
НА чемпионате Европы 1970 года в Ленинграде нашим танцорам впервые удалось взойти на высшую ступень пьедестала почета. Здесь в полном блеске предстала советская школа спортивных танцев на льду. Оценки за произвольную композицию (три — 5,8; тринадцать — 5,9; две — 6,0) поставили Пахомову и Горшкова выше всех конкурентов.
На чемпионате мира в Любляне Пахомовой и Горшкову предстояла борьба с сильным американским дуэтом Джуди Швомейер – Джеймс Сладки. В этом году американцы собирались уйти из любительского спорта, надеясь на высшие награды.
После трех обязательных танцев Пахомова и Горшков шли чуть впереди. Но американцы блестяще откатали оригинальный танец, отлично показали произвольный на музыку Гаррета. Четверо судей из девяти отдали им первое место, но большинство арбитров предпочли Пахомову и Горшкова, их вдохновенное пластическое катание. Советская школа танцев на льду сделала уверенный шаг вперед.
К чемпионату Европы в Кёльне и к чемпионату мира в Братиславе Пахомова и Горшков подготовили новую программу. В неё входили вариации классического танго, движения современного танца, вальс, русская пляска «Коробейники». В Кёльне советские танцоры получили пять высших оценок, в Братиславе шесть.
В следующем сезоне на чемпионате мира в Мюнхене им поставили уже восемь оценок 6,0.
Самое большое количество высших оценок пара получила на чемпионате страны 1975 года в Киеве – 16 шестёрок. Произвольный танец Людмилы и Александра включал вальс из «Лебединого озера», русскую пляску, пластический фрагмент под романс «Гори, гори, моя звезда» и динамичное заключение. И техника, и артистичность были на высоте.
Яркими и незабываемыми были показательные композиции: бразильское танго «Кумпарсита», русский танец «Вдоль по Питерской», романс Алябьева «Соловей», вальс из музыки Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад», «Памяти Армстронга».
Спортивные танцы на льду в стране процветали. Танцоры мечтали участвовать в олимпиаде. На играх 1968 г. в Гренобле танцевальные дуэты выступили с показательными номерами.
В 1971 году на чемпионате мира в Лионе представитель МОК изучал возможность включения танцев на льду в программу олимпиад. Такое решение было принято перед играми в Инсбруке. Чайковская и ее ученики начали подготовку.
На чемпионате Европы 1975 года в Копенгагене Пахомова и Горшков победили. Три советских дуэта были в первой пятерке. Но перед чемпионатом мира в Колорадо-Спрингс Александру Горшкову пришлось сделать серьезную операцию. В короткий срок он восстановил спортивную форму, лидеры выступили с показательными номерами на льду «Бродмора», затем упорно тренировались, готовясь выступать на олимпиаде. Известны слова А.Горшкова: «Для меня лучшее лечение тренировка, музыка, танец. Именно они мои лекарства».
Чемпионат Европы в Женеве показал, что Пахомова и Горшков готовы участвовать во всех международных соревнованиях. Они стали чемпионами Европы, вторыми – Моисеева и Миненков, третьими – Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов. Впервые в истории все медали завоевали советские фигуристы.
В Инсбруке Пахомова и Горшков блестяще исполнили обязательные танцы. Произвольная программа под испанскую музыку стала настоящим шедевром.
Московские динамовцы Людмила Пахомова и Александр Горшков, воспитанники Е.А. Чайковской, стали первыми в истории олимпийскими чемпионами в спортивных танцах на льду.
В декабре 1976 г. на турнире «Нувель де Моску» выдающиеся танцоры простились со зрителями и любительским спортом после десяти лет выступлений.
Перейдя на тренерскую работу, Людмила занялась подготовкой танцевальных дуэтов. Александр стал государственным тренером Спорткомитета СССР. Пахомова и Горшков оставили на льду достойную смену. Советские танцоры несколько лет побеждали на главных международных турнирах.
В 1980 г. Людмилу поразило тяжелое заболевание лимфатической системы, последующие несколько лет она упорно боролась с болезнью, лечилась. В мае 1986 г. её не стало.
Л. Пахомова автор книг «Хореография в фигурном катании», «Монолог после аплодисментов», «И вечно музыка звучит».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам
зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.